Оружейная компания Kalashnikov USA представила новую разработку на базе автомата Калашникова — AK Alfa. Новинка сочетает внутренние узлы АКМ с ультра-современным дизайном и конструкторскими решениями, использованными в популярных западных моделях оружия, в частности, в американской винтовке AR-15/М-16.
Прототип винтовки был показан в конце января на выставке Shot Show 2016 в Лас-Вегасе. «AK Alfa — это сочетание исторической достоверности и всемирно признанной платформы АК с новейшими наработками в области производства огнестрельного оружия» — так прокомментировал новинку гендиректор Kalashnikov USA Томас МакКроссин (Tom McCrossin). Американцы уверяют, что им удалось создать самую совершенную модификацию знаменитого советского автомата. Старт продаж намечен на 2016 год.
AK Alfa выполнен в классическом советском калибре 7,62х39 мм, основные внутренние узлы заимствованы от советского АКМ, зато дизайн выдержан в духе самых последних трендов западной «стрелковки». Отчетливо прослеживается влияние «винтовок XXI века», таких как FN SCAR (разработана компаний FN Herstal для специальных подразделений США) или Beretta ARX-160.
Ствольная коробка AK Alfa выполнена с использованием полимеров и состоит из двух частей, соединенных шарниром (по аналогии с американcкой винтовкой AR-15/М-16). В верхнюю часть интегрирована планка Пикатинни для установки оптических и коллиматорных прицелов и прочего оборудования. Рычаг предохранителя и рукоятка затвора двусторонние. Пластиковый приклад регулируется по высоте и длине, предусмотрен герметичный отсек для хранения батареек.
«Очевидно, что AK Alfa сделан с учетом пожеланий потребителей с точки зрения эргономики, эстетики, возможности использования аксессуаров, и т.д.», — сообщил в комментарии «Ленте.ру» эксперт по стрелковому оружию Максим Попенкер. И добавил, что «Альфа», скорее всего, будет проигрывать в надежности оригинальному АК — пластиковая конструкция ствольной коробки вряд ли окажется столь же прочной, как стальная, а двусторонние прорези для рукоятки затвора снизят грязеустойчивость оружия.
В интервью СМИ представители Kalashnikov USA заявляли, что в разработке прототипа принимали участие израильские инженеры и снайперы, то есть оружие сделано с учетом требований военных. Однако эксперты уверены, что AK Alfa предназначен для гражданского рынка, прежде всего американского. «Это более 80 миллионов покупателей, приобретающих в год несколько миллионов единиц стрелкового оружия, — пояснил Попенкер. — Занять даже 1% этого рынка — весьма существенно для не очень крупной компании вроде Kalashnikov USA».
Санкции в помощь
AK Alfa можно считать своеобразным ответом американских оружейников на санкции, введенные Вашингтоном против России. А именно, на запрет поставок в США российского оружия. Дело в том, что гражданские модификации автомата Калашникова очень популярны среди американских стрелков. И даже именитые инструкторы по стрельбе и тактической подготовке, например, Габриэль Суарез (Gabriel Suarez) подчас отдают предпочтение АК. Основные поставщики этого оружия — Россия, страны Восточной Европы и КНР.
После того как отечественные производители в результате санкций были отсечены от американского рынка, официальный дистрибьютор концерна «Калашников», американская RWC Group (Russian Weapon Company) задумалась об импортозамещении. Еще в январе 2015-го в одном из американских офшоров RWC зарегистрировала «дочку» Kalashnikov USA LLC, а та подала заявку на регистрацию товарного знака Kalashnikov по классам «оружие», «боеприпасы», «снаряжение» и т.д. Летом прошлого года Kalashnikov USA представила первые образцы «Калашниковых» своего производства (техническая документация на автомат попала в США еще в 1970-е), а спустя примерно полгода появился AK Alfa.
Надо заметить, что AK Alfa — не первая попытка американских компаний адаптировать «Калашников» под запросы гражданских стрелков. Год назад на Shot Show другой американский производитель, M+M Inc, показала винтовку М10Х. Конструктивные решения были заимствованы из схемы Калашникова и швейцарского автомата SIG SG 550. Еще одна модель — винтовка ARK от Creative Arms. Разработчики позиционируют свое детище как гибрид советского АК и американской AR-15. В частности, в этом оружии так же, как в AK Alfa и М10Х, используется ствольная коробка из двух частей (эта схема предпочтительна для надежного крепления оптических и коллиматорных прицелов).
Невкусный рынок
Российские производители оружия на базе АК гораздо консервативнее американских коллег — основные игроки, госпредприятия завод «Ижмаш» (производитель АК) и Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» (в прошлом выпускал ручные пулеметы) поставляют на гражданский рынок карабины, максимально приближенные к военным образцам. Вносимые изменения в основном касаются длины ствола и дизайна ложа.
Причина такой неповоротливости отчасти в самом характере производства. В Соединенных Штатах стрелковым оружием, помимо крупных концернов, занимается множество мелких игроков, активно используется система аутсорсинга, когда множество узлов заказывается у внешних поставщиков. Годовой объем выпуска у мелких компаний колеблется от нескольких штук до нескольких тысяч единиц продукции.
Отечественные производители оружия на АК-платформе «заточены» под массовый выпуск изделий «для войны», им трудно оперативно реагировать на меняющиеся требования гражданского рынка. Новинки есть, но они не так часты, а их путь от выставочного образца до прилавка занимает несколько лет.
Да и сам российский рынок пока слишком мал, чтобы эффективно диктовать свою волю производителю. Сегодня в стране менее 5 миллионов владельцев гражданского оружия. На руках в общей сложности порядка 6 миллионов единиц — включая гладкоствол. Сказывается и так называемый «пятилетний ценз» — приобрести нарезное оружие гражданин РФ может только после пяти лет владения гладкоствольным.
Наследие холодной войны
Еще один фактор, способствующий инертности крупных отечественных оружейников, — советское наследство. В прямом, материальном смысле этого слова. Со времен СССР на складах лежит огромное количество старого оружия, в том числе АК и АКМ, выпущенных еще в 50-70 годы. Это своего рода «ресурсное проклятие». Несколько лет назад наши заводы получили возможность с минимальными переделками поставлять это оружие на гражданский рынок. Настоящие «Калашниковы» со склада пользуются неизменным спросом у российского потребителя, тем более их стоимость колеблется в районе 20 тысяч рублей.
Кстати, точно так же в продажу идет орудие времен Великой Отечественной войны — «огражданенные» ППШ, самозарядные винтовки Токарева (СВТ) и даже пулеметы Дегтярева с «Максимами». Советские запасы помогают тому же «Молоту» снижать издержки от упомянутого «пятилетнего ценза» — в прошлом году завод выпустил на рынок модели на базе карабина СКС (ВПО 208) и АКМ (ВПО 209) со стволами под гладкоствольный патрон 366 ТКМ, специально разработанный ЗАО «Техкрим».
Что касается частных производителей, наподобие тех же ОРСИС, — в России их единицы. Они специализируются на выпуске высокоточных винтовок и сборке карабинов на базе американской AR-15 — это оружие весьма популярно у стрелков-спортсменов, кроме того, на рынке был очевидный запрос на «иномарки». Экспериментировать с «Калашниковым» частникам пока не выгодно. Модернизацию оружия затрудняет еще одна особенность российского законодательства: изменения в конструкции требуют от владельца получения специального разрешения на ремонт и последующей регистрации этих изменений в МВД.
Эксперты не исключают, что освоение американскими производителями «Калашникова» заставит крупных российских игроков больше внимания уделять потребностям гражданского рынка. Ведь даже в случае отмены санкций значительная часть «вкусного» американского рынка может оказаться потерянной. А компании концерна «Калашников» уже демонстрировали весьма удачные прототипы, например, «Сайга-МК исполнение 107».
Это карабин со сбалансированной автоматикой и весьма удачной эргономикой. Он разрабатывался с участием стрелков-спортсменов, которые сейчас и занимаются его тестированием. Правда, когда образец будет запущен в серию и какова будет его цена, пока неизвестно.
Владислав Гринкевич